Глава 1     Глава 2   

3.5. Записи с вариантами



3.5. Записи с вариантами

В ряде прикладных задач программист может столкнуться с группами объектов, чьи наборы свойств перекрываются лишь частично. Обработка таких объектов производится по одним и тем же алгоритмам, если обрабатываются общие свойства объектов, или по разным - если обрабатываются специфические свойства. Можно описать все группы единообразно, включив в описание все наборы свойств для всех групп, но такое описание будет неэкономичным с точки зрения расходуемой памяти и неудобным с логической точки зрения. Если же описать каждую группу собственной структурой, теряется возможность обрабатывать общие свойства по единым алгоритмам.

Для задач подобного рода развитые языки программирования (C, PASCAL) предоставляют в распоряжение программиста записи с вариантами. Запись с вариантами состоит из двух частей. В первой части описываются поля, общие для всех групп объектов, моделируемых записью. Среди этих полей обычно бывает поле, значение которого позволяет идентифицировать группу, к которой данный объект принадлежит и, следовательно, какой из вариантов второй части записи должен быть использован при обработке. Вторая часть записи содержит описания непересекающихся свойств - для каждого подмножества таких свойств - отдельное описание. Язык программирования может требовать, чтобы имена полей-свойств не повторялись в разных вариантах (PASCAL), или же требовать именования каждого варианта (C). В первом случае идентификация поля, находящегося в вариантной части записи при обращении к нему ничем не отличается от случая простой записи:

< имя переменной-записи >.< имя поля >

Во втором случае идентификация немного усложняется:

< имя переменной-записи >.< имя варианта >.< имя поля >

Рассмотрим использование записей с вариантами на примере. Пусть требуется размещать на экране видеотерминала простые геометрические фигуры - круги, прямоугольники, треугольники. Для "базы данных", которая будет описывать состояние экрана, удобно представлять все фигуры однотипными записями. Для любой фигуры описание ее должно включать в себя координаты некоторой опорной точки (центра, правого верхнего угла, одной из вершин) и код цвета. Другие же параметры построения будут разными для разных фигур. Так для круга - радиус; для прямоугольника - длины непараллельных сторон; для треугольника - координаты двух других вершин.

Запись с вариантами для такой задачи в языке PASCAL выглядит, как:

type figure = record fig_type : char; { тип фигуры } x0, y0 : word; { координаты опорной точки } color : byte; { цвет } case fig_t : char of 'C': ( radius : word); { радиус окружности } 'R': (len1, len2 : word); { длины сторон прямоугольника } 'T': (x1,y1,x2,y2 : word); { координаты двух вершин } end;

а в языке C, как:

typedef struct { char fig_type; /* тип фигуры */ unsigned int x0, y0; /* координаты опорной точки */ unsigned char color; /* цвет */ union { struct { unsigned int radius; /* радиус окружности */ } cyrcle; struct { unsigned int len1, len2; /* длины сторон прямоугольника */ } rectangle; struct { unsigned int x1,y1,x2,y2; /* координаты двух вершин */ } triangle; } fig_t; } figure;

И если в программе определена переменная fig1 типа figure, в которой хранится описание окружности, то обращение к радиусу этой окружности в языке PASCAL будет иметь вид: fig1.radius, а в C: fig1.circle.radius

Поле с именем fig_type введено для представления идентификатора вида фигуры, который, например, может кодироваться символами: "C"- окружность или "R"- прямоугольник, или "T"- треугольник.

Выделение памяти для записи с вариантами показано на рис.3.12.



- Начало - - Назад - - Вперед -



Книжный магазин